24 января — день памяти репрессированных казаков

24 января в храме Рождества Богородицы  г. Верхнего Уфалея прошла панихида  по убитым в годы репрессий казакам.

Одной из самых страшных страниц в истории XX века стало расказачивание. Расказачивание началось с постановления РСФСР от 1919 года. Идея расказачивания рассматривалась 24 января Оргбюро ВКП(б), которое приняло директиву. «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» так назывался тот самый документ, который подписал 29 января Свердлов. Так началось расказачивание. В директиве прямым текстом говорилось об истреблении казачества.

«Учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы.

Поэтому необходимо:

  1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
  2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
  3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно. …
  4. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…»

Наиболее успешно большевики проводили лишь первые два пункта программы по уничтожению людей, которые верой и правдою служили Отечеству с момента образования первых казачьих поселений. Но уничтожить казачество как социальную, боевую силу было бесполезно, если не заселить земли казаков беднотой, которая рвалась к получению земли, причем бесплатной и на вечное пользование.

Но Белые войска, в особенности казачьи соединения, препятствовали продвижению масс на юг. Это вызывало недовольство среди правительства ВКП(б). На местах же ответственные за выполнение директивы оперативно отреагировали на нее и принялись за планомерное уничтожение казачества, о чем свидетельствует доклада Донбюро ЦК РКП А. Френкеля к VIII съезду, который проходил в марте 1919 года.

Френкель пишет, что необходимо «… широко применить более радикальные террористические методы, указанные в той же инструкции ЦК, но еще не применяющиеся, а именно: экспроприация казачества (расказачивание) и массовое переселение их внутрь России, с вселением на их место пришлых трудовых элементов. Это лучшим образом растворит казачество», но при этом и добавляет что данные «мероприятия под силу только центру, где должна быть образована особая комиссия для разработки этого вопроса. И к этому необходимо приступить срочно. … всех казаков не уничтожишь, а при таких условиях восстания будут продолжаться».

Но, не смотря на весь террор в отношении казаков, никто не сдавался. С большевиками предпочитали бороться все, кто мог держать оружие, включая женщин и детей. Восстания вспыхивали на всех территориях, где хозяйничали большевики. Если восстание терпело положение, что бывало в большинстве случаев, так как у восставших не было должного количества оружия для борьбы, то это могло означать лишь одно, что все население станицы будет уничтожено.

Так об одном восстании имеется директива Реввоенсовета 8-й армии № 1522 от 17 марта 1919 года, в которой говорится: «Реввоенсовет 8-й армии приказывает в наикратчайший срок подавить восстание предателей, воспользовавшихся доверием красных войск и поднявших мятеж в тылу. Всем частям, действующим против восставших, приказывается пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом, дабы у других станиц не было бы и помысла о том, что путем предательского восстания можно вернуть красновский генеральско-царский режим.»

После ухода Белой армии с земель, населенных казаками, власть в свои руки полностью и окончательно берут большевики, ставящие своих комиссаров во главе станиц и хуторов. Но новое руководство продолжает чинить насилие над населением, отбирать скот и продукты, а отобранная земля не подлежала возврату.

Но решающим действием большевиков по уничтожению казаков стала их массовая депортация. Так на Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930-1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000 казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе. Таким образом, казачество должно было сгинуть в концлагерях, на тяжелых работах на Севере, пасть под пулями комиссаров, сгореть вместе со своими станицами и исчезнуть, как некогда исчезли маленькие несостоятельные народы. Но не исчезли казаки, не исчезла казачья культура и не сгорели все станицы.

Именно тем, кто уцелел в эмиграции, в СССР, не смотря на всю политику, которая по прежнему пыталась извести казачество на нет, суждено было сохранить ту великую часть русской культуры, которою мы помним и которой гордимся до сих пор. Но Российское казачество, как сообщество, подвергшееся террору и репрессированное в годы советской власти было первоначально реабилитировано Постановлением ВС РФ от 16.07.1992 N 3321-1 «О реабилитации казачества». В обращении 18 января 2007 года Президент Карачаево-Черкесской Республики Батдыев М.А-А. заявил, что 24 января 1919 года стало трагической датой в судьбе казачества.

С тех пор день памяти казаков – жертв памяти политических репрессий и геноцида проходит во всех казачьих округах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *